Найден эффективный способ снизить недоверие к вакцинации
Пандемия коронавируса имеет множество негативных последствий, как прямых, так и косвенных. Но ничего подобного никто не ожидал. Доверие к вакцинации резко упало во всем мире. Ситуация настолько серьезна, что министерства здравоохранения ряда стран объявили эпидемиологическую чрезвычайную ситуацию из-за крупных вспышек долго подавляемых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидемический паротит и краснуха. Новое исследование показало, что существует почти бесплатный и чрезвычайно простой способ радикально изменить статус-кво к лучшему.
Ученые Великобритании, Нидерландов и Португалии протестировали ранее разработанную методику для лечения пациентов, у которых явное недоверие к вакцинации. В исследовании приняли участие 2545 респондентов из США и Великобритании, все из которых отказались от вакцинации. Врачи общались с некоторыми пациентами, используя модифицированную схему диалога между врачом и пациентом, называемую эмпатическим интервьюированием опровержения. Остальные служили контрольной группой. В ответ на свои сомнения по поводу вакцинации врачи, как обычно, просто привели определенные факты и статистику.
Из тех, к кому обратились «по-дружески», 64% выразили желание продолжить обсуждение вопросов, связанных с вакцинацией. А 12% изменили свое отношение к вакцинации на более позитивное. Это огромный успех, поскольку в большинстве случаев пациенты, не желающие делать прививку, хотят как можно быстрее прекратить разговор. И лишь немногие люди меняют свое отношение к этому вопросу. Кроме того, более двух третей респондентов опроса (около 69 процентов) указали, что методы эмпатии значительно лучше, чем «обычное» общение с врачами.
Суть схемы эмпатического интервью с опровержением заключается в том, что врач не начинает отвечать на возражения пациента с помощью банального списка основанных на фактах контраргументов. Этот метод предполагает четыре этапа общения:
- Во-первых, пациентов просят подробно рассказать о своих вопросах и причинах, по которым они не доверяют вакцинации, чтобы врач мог понять точку зрения конкретного человека, находящегося перед ними;
- На втором этапе врач или другой работник учреждения здравоохранения выражает понимание положения, чувств и переживаний пациента и проявляет максимальное сочувствие;
- Только тогда врач, опираясь на ранее высказанные конкретным человеком ложные или искаженные фактические представления, сможет дать актуальное правильное объяснение в подробных и недвусмысленных терминах о механизме вакцинации и характеристиках используемых препаратов;
- Наконец, только на четвертом этапе нам потребуются высокостатистические данные, которые смогут подтвердить важность массовой вакцинации.
Проще говоря, цель каждого взаимодействия с подозреваемым пациентом — передать общую картину с научной точки зрения, чтобы пациент мог принять сознательное и обоснованное решение. Однако в ситуации, когда цифры и факты постоянно «нападают» со всех сторон, вырывая их из контекста, люди просто начинают их игнорировать. А поскольку стресс никуда не уходит, активируются механизмы психологической защиты. Мы принимаем ее как основную точку зрения, которая нам кажется более понятной и удобной, которая лучше соответствует нашему мировоззрению. Ситуации, противоречащие этой точке зрения, приведут к агрессивным реакциям, которые можно смягчить, обеспечив, чтобы все общение происходило на одном и том же уровне психологического, а не фактического взаимодействия. Это означает общение как человек, а не машина.
Научное исследование, описывающее серию экспериментов, методов и результатов, было опубликовано в рецензируемом журнале Health Psychology. Препринт опубликован на портале Центра открытой науки. Авторы опубликовали основную статью своего исследования на сайте Бристольского университета.
Комментарии закрыты.