«Вездеходный» мозг таксистов: они лучше противостоят деменции и меньше умирают от болезни Альцгеймера

Новое исследование показывает, что профессии, привыкшие к навигации по маршрутам, например, водители скорой помощи, развивают нейропротекцию.

Таксист старой закалки, до того как умные устройства стали повсеместными, был почти мифической фигурой: ему приходилось запоминать всю карту улиц своего города и осознавать трудности дорожного движения без дружелюбного голоса навигатора, подсказывающего ему дорогу. Теперь исследование, в котором приняли участие более ~9 миллионов профессионалов, показало, что эти качества содержат в себе скрытую выгоду: такие работы, как такси, и другие, в которых задействована навигация по нескольким изменяющимся маршрутам, как и вождение машины скорой помощи, защищает от нейродегенеративных заболеваний.

Это выводы исследования, проведенного исследователями Массового центра здоровья имени Бригама в Бостоне с использованием данных более чем девяти миллионов человек. Согласно результатам, опубликованным в British Medical Journal (BMJ), и идентифицировав 433 различных профессий, водитель такси относился к самым низким показателям смертности из-за болезни Альцгеймера. Эти результаты остались неизменными после исключения демографических и социологических переменных.

Таким образом, из девяти миллионов человек, обследованных в период с 2020 по 2022 год, было зарегистрировано 348 328 смертей из-за к болезни Альцгеймера. Однако среди таксистов смертность по этой причине составила лишь >1,03%, то есть 171 человек из 16 658 специалистов. Для водителей скорой помощи скорректированный показатель был даже на несколько десятых ниже: 0,91% (десять случаев в группе из 1348 человек). В других профессиях, в которых особое внимание уделяется пространственности, уровень болезни Альцгеймера был близок к среднему или выше, например водители автобусов (3,11%) или пилоты авиакомпаний (4,57%).

«Та же часть мозга, которая участвует в создании когнитивных пространственных карт, инструмента, который мы используем для ориентации, также участвует в прогрессировании болезни Альцгеймера», — объясняет Вишал Патель, врач и исследователь отделения хирургии Женской больницы имени Бригама в Бостоне. «Наша гипотеза состоит в том, что профессии, требующие обработки пространственных и навигационных данных в реальном времени, например, водители, будут страдать от более низкой смертности от болезни Альцгеймера по сравнению с другими профессиями».

«Наши результаты подчеркивают возможность того, что за снижение заболеваемости болезнью Альцгеймера ответственны изменения в гиппокампе или других областях мозга у водителей скорой помощи и такси», — объясняет старший исследователь исследования, доктор Анупам Б. Йена из медицинского факультета Массачусетская больница общего профиля. Однако помните, что это наблюдательное исследование, поэтому нельзя сделать никаких однозначных выводов о причинах и следствиях.

С другой стороны, авторы признают ограничения исследования, например, невозможно определить защитный эффект для других типов нейродегенеративных заболеваний. Кроме того, существует еще ряд гипотез, которые могли бы объяснить, почему в этих профессиях мало людей с болезнью Альцгеймера: поскольку болезнь начинается с нарушения ориентации, люди с ранними симптомами не подойдут для этих должностей.

Однако Патель и Йена вспоминают, что болезнь Альцгеймера чрезвычайно редко проявляется в трудоспособном возрасте. Хотя нейродегенеративные процессы начинаются в среднем возрасте, симптомы обычно не проявляются до достижения пенсионного возраста.

Комментарии закрыты.