Росио Кальво, нейропедиатр: «Мы лишаем детей когнитивных стимулов, никто больше не улыбается малышу в коляске»

Росио Кальво, специалист по нейропедиатрии в университете Больница Малаги и Центр передовой неврологии (CNA) рассказывает удивительную историю. Ей и другому специалисту удалось вылечить ребенка со спинальной мышечной атрофией (СМА) с помощью новой генной терапии, Золгенсма, который стоил почти два миллиона евро. Менеджер больницы осудил их, но в итоге ушел в отставку на фоне протестов. Она смеется, вспоминая эту одиссею, и преуменьшает ее важность: она объясняет, что развитие нервной системы детей и подростков должно быть приоритетом.

Привлечение новых поколений к экранам с раннего возраста нанесло вред развитию их мозга, как утверждают многие? 

Использование экрана влияет на клеточное и когнитивное развитие мозга, оказывая значительное влияние на внимание и концентрацию. Тот факт, что структура мозга детей и подростков не похожа на структуру мозга предыдущих поколений, не обязательно должен быть чем-то негативным сам по себе. Но, возможно, мы сталкиваемся с изменениями настолько быстрыми, что они нас подавляют. В этом возрасте происходит созревание мозга, и это во многом зависит от получения уникального, мощного и целенаправленного стимула, который позволяет сократить количество синапсов, стимулируя определенные функции.

Почему взаимодействие через устройства не может заменить традиционные игры и отношения?

Реальное взаимодействие и активная игра необходимы для развития когнитивных и социальных навыков ребенка. Осязание, обоняние, ощущение… это часть обучения, и она теряется, даже несмотря на то, что экраны могут быть обучающими.

Ошибочно ли думать, что дети развивают ранние навыки, знакомясь с устройствами очень рано?

Управление устройствами — это действие-реакция: вы совершаете действие и тут же получаете награду. Так учат животных! Это основа быстрого обучения, но не полезного обучения. Это не заставляет ребенка выполнять ручную работу, ему не приходится размышлять и искать свой путь, чтобы найти результат.

Влияет ли эта причина на успеваемость детей в школе?

Очевидно, что это влияет на способность концентрироваться на длительных задачах, например, на школьном уровне. И не только на чисто когнитивном уровне, но и собственное физическое развитие детей изменяется. Мы пропагандируем нарушения сна из-за использования экранов перед сном, малоподвижного образа жизни, отсутствия координации движений… Возможно, в современном мире нам не нужно писать, но чтение и письмо учатся, потому что использование руки для отслеживания очень полезен для развития высших исполнительных функций. А как насчет социальных и эмоциональных навыков?Играть с другими людьми на улице, с их родителями, размышлять и задавать вопросы?Ребенок, который гуляет в коляске, не получает тех стимулов, которые он получил 10 лет назад. Люди не смотрят на них и не улыбаются им.

Какова роль семьи в установлении здоровых отношений с экранами? 

Вы должны установить временные рамки, расставить приоритеты в качестве контента и приложить усилия, чтобы предложить альтернативные виды деятельности. Полчаса планшета, потом семейная игра, потом полчаса чтения. Физическую игру и творческую игру нельзя пропустить. На консультации я вижу не только детей, которые эмоционально очень неквалифицированны, которые не умеют регулировать время или ждать, но и вижу у них очень слабую координацию. Есть много детей, которые в семь лет не умеют кататься на велосипеде. И это приобретенный навык, а не врожденный, который ранее вырабатывался в семье. Если ребенок теперь проводит время перед экраном, часть мозга, которая делает нас гибкими, атрофируется.

Какими должны быть рекомендации по внедрению устройств в зависимости от возраста?

Рекомендация заключается в том, что следует избегать воздействия экранов на детей в возрасте до 2 лет. В возрасте от 2 до 5 лет образовательный контент вводится под присмотром. Начиная с шести лет, вы можете дать ему час с четкими ограничениями и присмотром, сочетая его с другими физическими или творческими альтернативами. Необходимо следить за ритмом сна и осанкой. У молодых людей и подростков возникают боли в шее и головные боли, которые полностью связаны с использованием экранов. А в более старшем возрасте, если есть хорошее базовое образование в области цифрового здравоохранения, родительский контроль не так уж и необходим.

Разве последнее не является грехом наивности? Это повторяющаяся проблема, когда подростки получают доступ к неприемлемому контенту, даже несмотря на контроль.

Очевидно, что мы сталкиваемся с неопределенным риском, но он всегда будет существовать. Когда мы были подростками и выходили на улицу, наши родители не могли контролировать ситуации, в которых мы оказывались: курить или не курить, пить или не пить… Если бы у нас было соответствующее образование, мы понимали риски преимущества, и теперь им тоже придется принимать решения.

Как вы оцениваете внедрение цифровых устройств в школьное обучение? Какие проблемы они вызывают?

Я считаю, что при решении проблем возникает много трудностей. Дети больше не сталкиваются с такими проблемами, доступ к информации стал намного быстрее. Они не проводят личных сравнений: то, что они думают, часто фильтруется другими людьми. Эти функциональные возможности атрофируются: я всегда говорю родителям, что мозг очень ленив и не будет беспокоиться о продвижении того, что вы ему уже дали. Вы должны тренировать его так же, как тренируете тело. Почему ухудшается успеваемость? Потому что мы ее меньше тренируем.

Печатная книга и написанная страница были несправедливо загнаны в угол? Увидим ли мы возврат к традиционным форматам?

Он перешел из одной крайности в другую: от отсутствия компьютера в школе до того, что все используют планшеты на уроках. Я думаю, мы достигнем золотой середины. Я знаю, что это очень острая проблема среди учителей.

Какие признаки позволяют семьям определить, чрезмерно ли и патологически использует несовершеннолетний экраны?

Если ваш ребенок превышает рекомендуемую дозу, следует предположить, что он переоблучился. Мы не должны полагать, что, поскольку мы интеллектуально состоятельные люди, наши дети будут более устойчивыми, чем другие. Отсюда и ограничение времени воздействия: об этом нужно поговорить и по договоренности, даже если это будет стоить труда. А еще вам нужно подать пример: вы не можете сказать им: «У них на сегодня нет мобильного телефона» и тут же взять свой.

Чему может научиться система здравоохранения на примере применения Золгенсмы при спинальной мышечной атрофии?

Вы можете использовать суперновые передовые методы лечения, но если ребенок не получит раннюю двигательную стимуляцию, в конечном итоге часть пользы будет потеряна. Новые применения лекарств дают гораздо лучший прогноз на будущее, но они должны сопровождаться гораздо большим. Нам удалось добиться того, чтобы детям, умершим до года, исполнилось 5-6 лет. Но когда они хотят пойти в школу, им говорят, что они не знают, смогут ли их записать в школу. Я говорила об этом с матерью: «Нам удалось добиться того, чтобы ваш сын выжил, и теперь он не может ходить в школу. Мы улучшаем качество его жизни, но ему не дают ею жить». Это правда очень тяжело.

Им пришлось столкнуться с огромными трудностями в деле Золгенсмы. Считаете ли вы, что проделали новаторскую работу?

Цель состоит в том, чтобы иметь возможность лечить ребенка этим непомерно дорогим лекарством, когда у него практически нет симптомов. Если вы будете относиться к нему как к новорожденному, оно будет идеальным; Если пройдет два-три месяца, результат будет не очень хорошим. В случае, о котором рассказали СМИ, на лечение ребенка потребовалось время. Но ему посчастливилось пройти неонатальный скрининг. Все думали, что этот пациент должен был умереть в возрасте до года, а сейчас ему два с половиной года.

Комментарии закрыты.