СДВГ принес пользу предкам людей

В современном обществе синдром дефицита внимания, который часто требует концентрации на одной задаче, считается отклонением. Авторы нового исследования обнаружили, что СДВГ имел извращенное преимущество для наших далеких предков, которые большую часть своей истории занимались собирательством. Хотя родственники уже использовали знакомые ресурсы, те, кто страдал от этого расстройства, имели более четкое представление о тех, кто страдает от СДВГ. Для чего-то нового.

Поиск и добыча труднодоступной пищи считается важным фактором эволюции интеллекта. Они включают в себя принятие решения, продолжать ли использовать известные, но потенциально сокращающиеся источники пищи или искать что-то лучшее. Модели поиска оптимальной пищи, основанные на теореме о предельной ценности, помогают нам понять, как люди и животные принимают решения. То есть районы с истощающимися ресурсами покидаются, как только уровень потребления падает ниже среднего показателя по окружающей среде. Сотни проверенных видов, от пчел до птиц, обезьян и людей, ведут себя так, как предсказывают такие модели.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это расстройство нервного развития, которым страдают 11 процентов детей и 4,25 процента взрослых, и оно в основном является генетическим. Симптомы включают невнимательность, беспокойство и чрезмерную подвижность.

Неврологической основой этого расстройства является повышенная выработка нейромедиатора норадреналина и повышенная активность нейронных цепей в сети пассивного режима мозга, которые важны для концентрации. Эти черты влияют на поведение при поиске пищи и побуждают нас отказаться от того, что у нас уже есть, в поисках чего-то нового.

Ученые решили проверить, переключаются ли люди с симптомами СДВГ на поиск быстрее, чем люди без этих фенотипических особенностей. Для этого авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B, разработали виртуальную игру по сбору ягод, чтобы оценить влияние симптомов СДВГ на поисковое поведение. 

У участников игры есть восемь минут, чтобы собрать как можно больше ягод, наводя курсор на кусты. Каждый раз, когда мы собирали корм с одного и того же куста, урожайность этого куста снижалась, но смена кустов вызывала задержку во времени. Первоначально ученые предположили, что по мере того, как симптомы СДВГ становятся более серьезными, люди будут проводить меньше времени в одном и том же кусте, что приводит к менее оптимальному поведению в игре и снижению вознаграждений. 

В исследовании приняли участие 457 человек. В целом, все игроки оставались на своих участках дольше, чем предсказывала модель, а игроки с более высокими показателями СДВГ по самооценке могли менять кусты быстрее по сравнению с другими игроками. Но, к удивлению ученых, эти участники также добились более высоких ставок вознаграждения. Хотя их решение покинуть буш более точно соответствовало предсказанному моделью, они все равно оставались в кустах дольше, чем прогнозировалось. 

Таким образом, в реализованной игре по поиску пищи СДВГ был связан с более коротким временем пребывания и более высокой ставкой вознаграждения. Эти результаты отражают предыдущие полевые исследования. Таким образом, современные охотники-собиратели, такие как народ Ариал на севере Кении, несут генетические мутации, связанные с СДВГ. Все это подчеркивает, что в эволюции все происходит не просто так. Синдром дефицита внимания возник не как расстройство, а, наоборот, как преимущество для его обладателей, небольшой части населения.

Комментарии закрыты.