Зубы в древности
Когда-то в Польше зубы вырывали у тех, кто во время поста ел мясное. Кстати, и нынешние куклуксклановцы иногда практикуют изготовление украшений из зубных коронок подвергнутых линчеванию негров.
Еще один аспект: по сохранившимся коронкам были определены останки нацистского преступника М. Бормана, личного врача фюрера эсэсовца Штумпфегера, да и самого А. Гитлера.
Совсем свежи в памяти события, связанные с идентификацией останков царской семьи (9 человек из екатеринбургского захоронения), в которых принимал участие автор этих строк с ведущими стоматологами, антропологами и судебными медиками нашей страны. Дело в том, что первичная экспертиза противоречила следственной версии о нахождении трупа цесаревича Алексея Николаевича Романова в этом захоронении, поэтому возникла необходимость в повторном проведении стоматологической экспертизы.
На экспертизу были представлены черепа и зубы, которые, по данным следствия, принадлежали лицам царской семьи. И экспертная группа доказала по всем анатомо-морфологическим и возрастным признакам с большой степенью вероятности принадлежность зубов и черепов царской семье.
Не следует забывать, что судебно-медицинским экспертам постоянно приходится проводить идентификацию останков наших солдат, погибших в результате военных действий. Экспертиза осуществляется не только по черепам, но и по фрагментам челюстей, и зубам.
Много уже было и, не удивлюсь, еще будет всяких странных историй, где фигурируют зубы. Бывают и исключения из выдуманных правил.
Так и не подтвердилось пока мнение, что самые короткие зубы у флегматиков, а самые длинные — у меланхоликов. По другим взглядам, маленькие по величине зубы связаны с мелочностью и жадностью, а крупные – мы их именуем крайне ненаучно «лошадиные» — с добротой и открытостью характера.
Теперь вы понимаете, что чуть позже всех этих взглядов знаменитый врач-психиатр и психолог З. Фрейд вообще приравнивал удаление зубов к своеобразной кастрации (хорошо хоть, что лишь в сновидениях). Представляете, какой ужас!
Теперь о том, что кажется уже не таким ужасным, но, согласитесь, также весьма впечатляет. В некоторых когда-то примитивных людских сообществах при инициации (Википедия), т.е. совершении таинств, иногда даже практиковали проглатывание собственного предварительно удаленного зуба.
Почему именно его? А потому что он рассматривался не только как самая прочная часть тела, но и как именно та, которая символизировала одновременно смерть и возрождение.
А кроме того, зубы воспринимались в качестве кости, причем такой, которая показывается на телесной поверхности. Зубы так иногда и называли: «обнаженные кости».
Да еще кое-кто их рассматривал в качестве своеобразной стены, охраняющей то телесное, которое внутреннее.
Не исключено, что найденные окаменевшие зубы со значительными выбоинами и царапинами – это свидетельства употребления в пишу твердых фруктов и орехов. Антрополог из Мичиганского университета К. Лорин Брэйс предположила, что неандертальцы использовали свои огромные передние зубы не только в качестве орудий для размягчения шкур, но и как зажим, дабы освобождать руки для других работ.
Кариес в переводе с латинского означает гниение, т.е. патологический процесс, при котором в зубе уменьшается содержание минеральных веществ и прогрессирует разрушение его твердых тканей, в результате чего в зубе образуется полость.
С древности утверждалось, что зубы болят оттого, что в них поселяется мифический зловредный «зубной червь», который и выгрызает значительную дыру. Отсюда следовало, что этого ужасного паразита надо было изгонять.
Ведь «червь» этот – типичный кровосос, по представлениям аккадских медиков. То существо, которое, как верили вавилоняне, просило у богов:
Среди зубов позволь поселиться,
Сделай челюсть моим жилищем.
Кровь из зуба сосать я буду,
Буду глодать я корни зуба.
Посему зубы до самых корней прижигали каленым железом, а уж потом заливали «дупло» расплавленным воском (свинцом) или кислотой. Этого пресловутого червя ведь необходимо было любым образом выгнать. Можно было, конечно, применить и иной способ: положить в ухо смешанный с маслом воробьиный помет. Или воздействовать на зуб, держа рот открытым, при помощи лунного света. Или провоцировать появление на теле каких-либо отвлекающих нарывов. Или положить на больной зуб завернутого в тряпочку живого таракана, да еще попытаться при этом укусить больным зубом церковную свечу.
Крупный европейский анатом XIX века И. Гиртль писал, что ряд обстоятельств приводит к тому, что порчу зубов предотвратить нельзя. Даже самая тщательная чистка не помогает. «Мы едим горячие супы в зимние холода, пьем воду после горячего кофе и объедаемся мороженым и водой со льдом во время лета».
После этого, надеюсь, не следует удивляться, что на Руси уже в XIII веке существовали специалисты – «зубоволоки», а с 1710 г. даже появился соответствующий указ Петра I об официальном возникновении понятия «зубной врач».
По зубам старались определить, ожидает их хозяина благоденствие или горе.
Вот несколько примеров. Если через щель, имеющуюся между передними зубами, пролезала английская золотая монета соверен, то это расценивалось как предзнаменование удачи и богатства.
Между зубами вкладывали и золотые пластины (индейцы чичба). А иногда, но это в доисторические времена, вставляли себе между зубов медные кольца, которые были окрашены в сине-зеленый цвет.
Думается, что следует предостеречь моего читателя. Не нужно путать все эти взгляды с обычаем помещения монет покойникам, что издревле практиковалось у некоторых народов.
Такая монета (два обола) служила не для украшения, а как плата мрачному седому перевозчику Харону, переправлявшему умерших через реку Стикс в подземное царство умерших. Делать это следовало обязательно, ибо в противном случае душа умершего не находила успокоения.
Согласно же мифу, переправлять живых он права не имел. Ритуал этот получил значительное распространение еще в V веке до Рождества и весьма был употребим в греческой драматической поэзии.
Сохранялся этот обычай весьма длительное время.
А у средневековых волшебников зубы вообще выбивали, дабы они не служили нечестивцам. Вы чувствуете, к чему я веду?
Веду к тому, что зубы могли (могут) выступать в фольклоре в качестве своеобразных, обозначим так, биологических особенностей. Так, в частности, в осетинском эпосе герой Хамыц обладал чудодейственным зубом.
При виде последнего не могла устоять никакая женщина.
Наоборот, абхазы старались грудных детей не подносить к зеркалу, что, по их верованиям, предохраняет от появления больших промежутков между соседними зубами. Если ребенку вешали на шею зуб дельфина, то он не должен был есть много, зуб же волка, оправленный в золото или серебро, предохранял от сглаза.
До наших времен сохраняются зубы мамонта ледникового периода, на которых был нацарапан древнейший календарь. Значительно позднее на зубах аллигаторов гравировались стихи и поэмы.
И в наши дни кое-кто инкрустирует свои зубы (в Мексике и Центральной Африке) нефритом, бирюзой, обсидианом. Ученые пока спорят, свидетельствует это о социальном положении или являлось каким-то магическим знаком.
Но в нашей периодической печати все аналогичное пока приписывается именно тем русским, которые «новые».
А в наши дни додумались поместить в полость зуба крошечный мобильный телефон, принимающий радиосигналы и передающий их во внутреннее ухо. Но это пока еще, конечно, редкое исключение.
Несмотря на все нынешние успехи стоматологии, я не рекомендую будущим космонавтам иметь искусственные зубы (съемные протезы и т.п.). Такое инородное тело может быть неблагоприятно влиять на пребывании их в космосе.
Комментарии закрыты.